Методические материалы и рекомендации

Методика подготовки и проведения воспитательного мероприятия

Методические рекомендации, определяющие единые подходы к ведению документов, организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодёжи

Сборник «Организационно-содержательные аспекты деятельности методиста учреждения дополнительного образования детей и молодёжи: методическое пособие»

Справочник методиста. Часть I. Основные термины, их определения, применяемые в Кодексе Республики Беларусь об образовании

Издательская памятка

Основные требования к методической продукции

Правила оформления литературных источников

Система методической работы

Модернизация методической службы

Рекомендации по рецензированию программ

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР для педагогов дополнительного образования. Тема: "Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании"

Если в кружке трудный ребёнок

Методические материалы в помощь педагогам для организации обучения с использованием информационно-коммуникативных технологий

Методические рекомендации по использованию ИКТ в обучении

Средства связи для обучения с использованием ИКТ

ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Пример организации урока в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Скайп

Специализированные сайты для подростков о здоровом образе жизни:

HTTP://WWW.TEENAGE.BY/

HTTPS://WWW.MENTALHEALTH.BY/


Материалы о безопасных правилах поведения зимой на льду

Ответственность за употребление и незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров

Скачать Типовые программы дополнительного образования детей и молодежи (191 страница, формат DOCX)

Памятка для учащихся ГУДО «Полоцкий районный центр детей и молодежи»

ЗАЯВЛЕНИЕ о принятии в кружок, студию, клуб

Памятка по заполнению журнала для педагога дополнительного образования

РЕКОМЕНДАЦИИ по оформлению уголка безопасности дорожного движения в общеобразовательных учреждениях

Образовательная программа в учреждении дополнительного образования

Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей. Занятие с педагогами в Школе педагогического мастерства

Классификация методов обучения

Научно обоснованные требования к программам дополнительного образования детей и молодежи. Инвариантная модель образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи

Глоссарий форм организации обучения

Интегрированное занятие сегодня

О наглядных пособиях

Интерактивные приёмы 

Урок в форме пресс-конференции

Тестовый контроль эффективности активного обучения

Нестандартные формы занятий

Нетрадиционные формы проведения занятий

Технологии организации «обратной связи» и проведения рефлексии и на занятиях по интересам в учреждении дополнительного образования

Готовимся к аттестации

Педагогический опыт

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУТИ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ САМООХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТЫ ШКОЛЫ ВОЛОНТЕРА «ТРЕНЕР-МУЛЬТИПЛИКАТОР»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ ПУТЁМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ПИОНЕРСКОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ «КЛУБ ПИОНЕРСКИХ НАУК»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ШКОЛЕ ЮНЫХ РУКОДЕЛЬНИЦ «ВАСИЛИНКА»

Методические разработки педагогов дополнительного образования, победителей Республиканского конкурса «Моё лучшее занятие»:

  1. «Изготовление сувенирных изделий. Кулон с драпировкой»: занятие в кружке «Работа с кожей»

  2. Художественная обработка кожи: Методический пакет для педагога дополнительного образования

  3. Художественная обработка кожи: технологические карты изделий. Сборник наглядно-дидактических материалов для обучающихся

  4. Художественная обработка кожи: Учимся, играя. Сборник дидактических материалов для обучающихся

  5. «Путешествие на ромашковый луг»: учебное занятие с использованием игровых технологий в студии эстрадного танца «Нон-стоп»

  6. Методические рекомендации по постановке танца для детей младшего и среднего школьного возраста «Сапожник»

  7. «Игровой стретчинг как эффективная методика обучения и развития детей». Методическое пособие

  8. «Атрибуты, связанные с празднованием Светлой Пасхи. Изготовление и оформление салфетки «Пасхальница»: учебное занятие с использованием интерактивных методов обучения в кружке рукоделия «Креатив»

  9. «Я в роли тренера»: интерактивное занятия с элементами тренинга из опыта работы Школы волонтёра «Тренер-мультипликатор»

  10. «Цветочный натюрморт в образах предметного окружения человека»: учебное занятие с использованием информационных технологий

Методические разработки участников районного этапа конкурса

  1. «Составление букетов»: методическая разработка учебного занятия

  2. «Вестники весны»: методическая разработка учебного занятия из опыта работы кружка «Юные друзья природы»

  3. «Искатели»: методическая разработка занятия с использованием интерактивных технологий

  4. «Развитие навыка построения перспективы в процессе рисования «Дороги на холмах» занятие в кружке «Рисунок и живопись»

  5. «Создание графического образа человека с опорой на классические пропорции» из опыта работы кружка «Радуга»

  6. «Жанровая фотография: портрет» из опыта работы кружка фото-видеосъемки «Позитив»

  7. «Креативный боулинг» из опыта работы клуба юных инспекторов дорожного движения «Перекрёсток»

  8. «Сценарий - отправная точка создания видеоролика» из опыта работы видео кружка «Портал-ТВ»

Самоанализ занятия:

При самоанализе педагог дополнительного образования дает:

– краткую характеристику проведенного занятия;

– оценку целям, которые ставил, и анализ их достижения;

– характеристику объема содержания материала;

– оценку качества усвоения детьми учебного материала;

– характеристику применяемых методов и оценку эффективности их использования;

– оценку активности учащихся;

– самооценку качеств и сторон своей личности (речь, логика, взаимоотношения с детьми и т.п.).

Педагогу необходимо соотнести поставленные цели с достигнутыми и определить причины успеха или неудачи, необходимо ответить на вопросы:

– Что нового для развития творческих способностей, памяти детей дало данное занятие?

– Насколько оптимально было выстроено занятие? Соответствовало ли оно интересам, темпераменту, уровню развития, специфике группы?

– Адекватна ли была организация деятельности учащихся цели занятия?

– Насколько активны были учащиеся? Сколько раз и кто из них выступал, почему молчали другие, как стимулировалась работа?

– Каким был темп занятия? Поддерживался ли интерес учащихся на протяжении всего занятия?

– Как в ходе занятия была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт детей, насколько актуальны для детей полученные знания?

– Был ли четким и ясным инструктаж детей перед выполнением заданий?

– Как контролировалась работа детей? Насколько быстро и эффективно это делал педагог?

– Какова психологическая атмосфера занятия?

– Изменилось ли ваше настроение после занятия? Что можно поставить себе в «плюсы», а что в «минусы»?

В заключение педагог высказывает свои предложения по улучшению качества своей работы на занятии, делает общие выводы и намечает меры по совершенствованию своего мастерства.

Главное в самоанализе – объяснение педагога дополнительного образования, почему на данном занятии он выбрал именно такую методику, стиль и характер собственной деятельности и работы детей. Всякая методика оправдана, если дает максимальный обучающий и воспитывающий результат и соответствует силам и способностям детей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНИЗАТОРАМ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА

2020 ГОД

 

2019 ГОД

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В ПОМОЩЬ ОРГАНИЗАТОРАМ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА В 2019 ГОДУ

2018 ГОД

АЗДАРАЎЛЕННЕ З УЛІКАМ РЭАЛЬНЫХ ПАТРЭБ ДЗЯЦЕЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В ПОМОЩЬ ОРГАНИЗАТОРАМ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА В 2018 ГОДУ

Методические рекомендации по организации работы оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ ПО ПРОФИЛЯМ, НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методические рекомендации по организации работы лагерей художественного профиля

Методические рекомендации по организации работы летних оздоровительных лагерей эколого-биологического профиля и палаточных лагерей

Методические рекомендации по организации труда и отдыха обучающихся 14-18 лет  

ПОЛОЖЕНИЯ

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМАНД ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении фестиваля оздоровительных лагерей «Летний маршрут: малая родина»

ПОЛОЖЕНИЕ о республиканском лидер-форуме «Молодежное лидерство: современный взгляд»

ПОЛОЖЕНИЕ О МЕЖДУНАРОДНОМ ФЕСТИВАЛЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ДВЕ СТРАНЫ — ОДНА СУДЬБА»

УСЛОВИЯ проведения XIV республиканского фестиваля-конкурса детских средств массовой информации «Свежий ветер»

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке организации оздоровления детей в оздоровительных, спортивно-оздоровительных лагерях

ПОЛОЖЕНИЕ о республиканском смотре-конкурсе на лучший оздоровительный лагерь

КОДЕКСЫ

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ  

ПЛАНЫ, ПРОГРАММЫ, ПРОЕКТЫ

Единые требования к планирующей документации

Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 годы

Программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении

Информация о водном туризме

Реализация программ ДОДиМ в ДОЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 февраля 2017 г. № 140

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 июля 2015 г. № 82 Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи

КОНЦЕПЦИЯ ДЕТСКОГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 26 декабря 2012 г. № 205 Об утверждении «Санитарных норм и правил Требования к оздоровительным организациям для детей»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19 июля 2011 г. № 89 Об утверждении Положения о воспитательно-оздоровительном учреждении образования

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 17 июля 2007 г. № 35а Об утверждении Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях  

ПРИКАЗЫ, УКАЗЫ, ПИСЬМА, ПЕРЕЧНИ

ПРИКАЗ Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О некоторых вопросах организации медицинского обеспечения летнего оздоровления детей в 2018 году»

ПРИКАЗ Министерства образования Республики Беларусь от 18 мая 2018 г. № 412 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД 2018 ГОДА

ПРИКАЗ Министерства образования Республики Беларусь от 28 мая 2018 г. № 431 О проведении республиканской акции «Малая родина: эстафета полезных дел»

О работе учреждений дополнительного образования детей и молодежи в летний период

Инструктивно-методическое письмо «О мерах по совершенствованию работы воспитательно-оздоровительных учреждений образования»

Нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность воспитательно-оздоровительных учреждений образования

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ АКЦИЯ «МАЛАЯ РОДИНА: ЭСТАФЕТА ПОЛЕЗНЫХ ДЕЛ»

ПОЛОЖЕНИЕ О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ АКЦИИ «МАЛАЯ РОДИНА: ЭСТАФЕТА ПОЛЕЗНЫХ ДЕЛ»

ПЛАН мероприятий по проведению республиканской акции «Малая родина: эстафета полезных дел»

Образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи строится на основе программ объединений по интересам. В последние три года количество программ значительно возросло благодаря проведению республиканских конкурсов программно-методического обеспечения образовательного процесса по различным профилям дополнительного образования детей молодежи. У педагогов появилась возможность использовать этот опыт при разработке собственных программ объединений по интересам. Вместе с тем, для молодых педагогов определенные затруднения представляют технологические механизмы реализации и практическое воплощение программы, созданной другим автором. Помочь в этом могут учебно-методические (образовательно-методические) комплексы, которые являются важным средством организации педагогического труда, систематизированным собранием материалов для качественного и эффективного осуществления образовательного процесса.

Образовательно-методический комплекс (ОМК)  – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности.

С чего же следует начинать работу по проектированию и созданию ОМК? 

В первую очередь создателям комплекса необходимо понять, для чего он создается.

Цель ОМК  – обеспечение успешного освоения программы учащимися, оказание им педагогической помощи и поддержки в познавательной, творческой, исследовательской и коммуникативной деятельности. Документы и материалы, входящие в ОМК, характеризуют методическое обоснование образовательного процесса по освоению программы, а также конкретные, апробированные приемы, методы, технологии его организации.  Основным документом ОМК является программа  объединения по интересам. На основе ее разрабатывается весь комплекс, который может включать: программу объединения по интересам (основной документ); методические материалы (методические разработки занятий, рекомендации, дидактические, информационные, справочные материалы на различных носителях, инструкции, литература и т.д.); материалы по индивидуальному сопровождению учащихся (это могут быть методики психологопедагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей).

Автор-составитель ОМК самостоятельно решает, какие материалы могут входить в создаваемый комплекс. Его можно представить в виде следующих разделов:

- теоретический  (теоретические материалы изучаемой предметной области);

- методический  (материалы для практических работ по формированию умений и навыков учащихся, литература для педагога и учащихся, дидактические и информационные материалы, учебно-программная документация, методические разработки отдельных тем, занятий и другое);

- диагностический  (тесты, анкеты, вопросники, другие материалы для определения результатов освоения учащимися образовательной программы).

Разработку ОМК можно разделить на три этапа: составление плана комплекса и анализ уже имеющегося материала; разработка и сбор материалов, составляющих содержание комплекса; дальнейшее развитие и совершенствование ОМК (создание целостной системы образовательно-методического комплекса в виде печатных и электронных материалов по конкретной предметной области, объединенных концептуально, структурно, содержательно). Желательно составить пояснительную записку к ОМК, которая представляет материалы, входящие в комплекс и информацию о том, как их использовать.

Следует отметить, что создание ОМК является делом абсолютно добровольным и в то же время — это показатель высокого уровня профессиональных компетенций педагога и методической службы, сопровождающей образовательный процесс. Практическая значимость ОМК во много раз возрастает в период аттестации педагога, показывает выход на более высокий уровень профессионализма, проявляет творческие стороны труда педагога. Наличие ОМК помогает обеспечить качественное и результативное освоение образовательной программы учащимися. Включение в комплекс разноуровневых заданий с учетом физических, творческих и интеллектуальных возможностей учащихся предоставляет им реальный выбор индивидуального образовательного маршрута, позволяет всем участникам образовательного процесса заниматься любимым делом с максимальной пользой для себя.

Такой современный набор обучающих средств позволит обеспечить качественный и эффективный уровень образовательного процесса в объединениях по интересам.

Рекомендуемая структура ОМК

РАЗДЕЛ 1.Нормативное обеспечение образовательного процесса:  (прописывается в виде каталога)
- Кодекс Республики Беларусь об образовании». Раздел XIII «Дополнительное образование детей и молодёжи», глава 46 «Система дополнительного образования детей и молодёжи»
- Государственная программа «Образование и молодёжная политика» на 2016-2020гг. (постановление Совета Министров Республики Беларусь №250 от 28.03.2016)
- Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (Постановление Министерства образования Республики Беларусь №82 от 15.06.2015)
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на 2016-2020гг. (Постановление Министерства образования Республики Беларусь №9 от 09.02.2016)
- Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодёжи (Постановление Министерства образования Республики Беларусь № 149 от 25.07.2011 г.)
- Положение о педагогическом совете учреждения дополнительного образования детей и молодежи (Постановление Министерства образования Республики Беларусь №2 от 03.01.2014)
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 06 сентября 2017г. «Об утверждении типовых программ дополнительного образования детей и молодежи»
РАЗДЕЛ 2.Теоретический раздел
- программа типовая и  программа объединения по интересам;
РАЗДЕЛ 3.Практический раздел 
В данный раздел могут входить следующие материалы:
- учебно-методические пособия (прописываются в виде каталога);
- методические разработки учебных занятий, мероприятий (технологические карты, планы-конспекты учебных занятий, сценарии);- фрагменты
- методические разработки с описанием вида и алгоритма выполнения практических, лабораторных и самостоятельных работ;                фрагменты или прописываются в виде каталога
- описание методик, используемых педагогом в учебном процессе для решения определенных педагогических задач;
- дидактический материал (основные планы- конспекты, карточки, рабочие тетради, шаблоны и трафареты, фотографии, схемы, выкройки, репродукции, иллюстрации, инструкции по изготовлению моделей, игрушек и т.д.);
- инструкции (правила) по безопасной работе с оборудованием, инструментами, материалами и т.д.;
- наглядные пособия (препараты, таблицы, графики, образцы, объемные модели, муляжи и т.д.); в виде ФОТО
- видеоматериалы, аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи)
РАЗДЕЛ 4.Раздел контроля знаний
- диагностические методики для проведения входного и текущего контроля (тесты, опросники, анкеты, программы (планы) наблюдений, викторины, условия конкурсных, итоговых программ и соревнований с критериями (баллами) оценки, листы самоанализа (самоооценки) учащихся, карты интересов и предпочтений учащихся и т.д. и их описание;
- контрольные задания для отслеживания результатов освоения учащимися каждой темы учебно-тематического плана образовательной программы;
- контрольно-оценочные материалы для проверки знаний (тесты с ключом для проверки правильности ответов; тексты контрольных, самостоятельных, лабораторных работ, перечни вопросов, заданий и т.д.).
РАЗДЕЛ 5.Вспомогательный раздел
ОМК содержит дополнительную информацию, способствующую самостоятельной работе учащего по освоению программы, ориентированию в материалах комплекса, и включает следующие материалы:
- перечень учебных изданий и информационно-аналитических материалов, рекомендуемых для изучения образовательной области;
- список справочной литературы (энциклопедий, словарей, справочников, таблиц, баз данных, ссылок, сайтов и др.);
- список научных, научно-популярных изданий и публикаций, описаний экспериментов и т.д.;
РАЗДЕЛ 6.Воспитательный компонент
- сценарии праздников
- творческие отчеты
- фотоальбомы
- материалы по работе с родителями, планы проведения родительских собраний, анкеты и т.п.)
**Программа должна  быть разработана в соответствии с Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06 сентября 2017г. «Об утверждении типовых программ дополнительного образования детей  и молодежи».