Ресурсный центр по профориентации «Профориентир»

Почему важна профориентация?

Выбор жизненного пути, профессии – один из тех острых вопросов, который обязательно встает перед каждым юношей и девушкой, и среди десятков, сотен, тысяч принимаемых человеком решений он не может сравниться ни с одним по своему значению, по роли, по влиянию на судьбу человека и на эффективность трудового и нравственного потенциала государства.

Выбирая профессию, подростки руководствуются, прежде всего, тем, чтобы работа была интересной, хорошо оплачиваемой, пользовалась признанием в обществе, соответствовала их способностям, интересам и приобретенным навыкам. На выбор профессионального будущего влияет множество факторов, зачастую, и мнение родителей, которые иногда вопреки желанию детей рекомендуют понравившуюся лично им профессию, вызывая при этом у подростков отказ от самостоятельного профессионального самоопределения. Таким образом, основной задачей по профориентации обучающихся на всех уровнях образования является расширение их кругозора и профессиональных интересов, ознакомление с разными видами деятельности и практическое приобщение к труду, что особенно актуально в условиях дополнительного образования.

Профессиональная ориентация должна рассматриваться не только как помощь в принятии решения о выборе направления образования и места дальнейшего обучения, но и предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Дополнительное образование позволяет решать многие задачи профориентации. На учебных занятиях в объединениях по интересам происходит знакомство с профессиями, формируются специальные навыки и умения в различных видах деятельности. Практика проведения профориентационных воспитательных мероприятий в рамках Клуба интересных встреч способствует более успешной ориентации подростков в разнообразном мире профессий и специальностей.

Но оптимальным средством в профессиональном самоопределении молодежи стал комплекс диагностических, образовательных и информационно-методических услуг, который предоставляет региональный ресурсный центр «Профориентир» на базе Полоцкого районного центра детей и молодежи.

Внешние и внутренние причины затруднений при выборе профессии

Направления работы ресурсного центра «Профориентир» связаны с привлечением всех субъектов, участвующих в профориентационной работе, для преодоления как внутренних, так и внешних причин затруднений при выборе профессии учащимися.

Так, внешними причинами являются:

  • потребность в выборе профессии и при этом слабое знание профессий (содержание, профессионально важные качества, медицинские противопоказания, пути получения, условия труда, востребованность на рынке труда);
  • отсутствие навыков принятия решения и прогнозирования его последствий;
  • различное влияние семьи, школы и СМИ в вопросах профессионального самоопределения;
  • малая востребованность выбираемых профессий на рынке труда;
  • выбор профиля обучения не соответствует профилям, предлагаемых школой;
  • малое количество качественной профессиональной информации, изложенной в интересной и понятной подростку форме.

Внутренние причины, затрудняющие выбор профессии:

  • нереалистичная самооценка (завышенная или заниженная);
  • эгоистическая направленность личности (на себя);
  • часто деструктивные мотивы профессиональной деятельности;
  • зависимое, конформное поведение, отсутствие навыков самопознания и самопонимания.

Исходя из вышеперечисленных причин затруднений при выборе профессии, профессиональную ориентацию можно рассматривать как систему мер, направленных на создание внешних условий, способствующих осознанному выбору профессии, а профессиональное самоопределение – как систему мер, направленных на преодоление внутренних причин, мешающих осознанному выбору.

Направления деятельности ресурсного центра «Профориентир» и его целевая аудитория

Деятельность ресурсного центра «Профориентир» направлена на внешний уровень (учреждения общего среднего и профессионального образования, государственные предприятия и учреждения, общественные организации), который предполагает:

  • повышение знаний, грамотности специалистов системы образования и родительской общественности по вопросам профориентации и поддержки профессионального самоопределения учащихся;
  • информационно-методическое сопровождение деятельности образовательных учреждений по профессиональному самоопределению учащейся молодежи;
  • организация и координация мероприятий по профориентации в масштабах города и района;
  • профконсультирование на высоком профессиональном уровне с использованием компьютерной диагностики – услуга, которой на сегодняшний день воспользовались более двух сотен учащихся Полоцкого региона.

       На внутреннем уровне (уровне учреждения дополнительного образования) организована работа по реализации программы объединения по интересам «Основы выбора профессии», обучающие мероприятия по повышению грамотности педагогов дополнительного образования в вопросах профессионального самоопределения молодежи.

Целевая аудитория ресурсного центра «Профориентир»: учащиеся объединений по интересам, учащиеся 1-11 классов общеобразовательных учреждений, студенческая молодежь, родители, педагоги.

Цели и задачи ресурсного центра «Профориентир»

Цель работы ресурсного центра: создать систему действенной профориентации обучающихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями, с учетом социокультурной и экономической ситуации в г. Полоцке и Полоцком районе. 
 
Данная цель реализуется посредством решения следующих задач: 
 
обеспечить качественное профпросвещение, профдиагностику, профконсультирование учащихся г.Полоцка и Полоцкого района;
создать систему профориентации через внеурочную деятельность учащихся;
сформировать у учащихся знания об основных профессиях, наиболее востребованных на рынке труда, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки; 
разработать формы и методы взаимодействия в рамках социального партнерства учреждений профессионального образования, общего среднего и дополнительного образования по вопросам профессионального самоопределения молодежи;
сформировать единое информационное пространство по профориентации в городе и Полоцком районе. 
 

Основные направления деятельности ресурсного центра «Профориентир»

1. Консультативное направление (с целью формирования у подростков осознанного выбора дальнейшего образования и профессии) включает:
1. Примерную тематику профориентационных бесед, лекций для учащихся и их родителей (значение правильного выбора профессии, требования, предъявляемые различными профессиями к личностным качествам работника, пути получения профессии и др.);
2. Тематику бесед и консультаций об условиях получения профессий в различных типах учебных заведений города, района, области, страны.
3. Материалы индивидуальных и групповых справочно-информационных консультаций для родителей в руководстве выбором профессии их детьми.
4. Материалы консультаций для педагогов учреждений образования по вопросам профориентации.
5. Консультирование по результатам профдиагностики для учащихся, их родителей и педагогов.
 
2. Профпросвещение – родителей, обучающихся, педагогов с целью расширения их представлений о рынке труда, наиболее востребованных профессиях, требованиях профессий к личностным особенностям, о профессиональных учебных заведениях региона. Данное направление включает: 
1. Справочную, научно-популярную и другую литературу о профессиях, наиболее востребованных на рынке труда г.Полоцка и Полоцкого района, Витебской области, Республики Беларусь.
2. Сведения о профессиональных учебных заведениях, учреждений профессионального образования (лицеев, колледжей, ВУЗов), с которыми ресурсный центр поддерживает контакт.
3. Сведения об организациях города (о технике, технологии, экономике и организации производства, выпускаемой продукции, условиях труда и быта), характеристики рабочих профессий этих организаций (назначение, условия труда, требования, предъявляемые профессией к работнику, возможности профессионального и должностного роста).
4. Организация и проведение экскурсий учащихся на производственные предприятия и в учебные заведения различных типов, посещение «Дней открытых дверей» в учебных заведениях города, 
5. Организация и проведение конкурсов  мастерства профессий, «Дни (недели) профессий», круглые столы «Моё будущее», деловые игры «Мои жизненные планы» и т.д.
 
3. Диагностическое направление - организация процесса познания старшеклассниками своих склонностей, индивидуальных особенностей личности (темперамента, характера, способностей), важных при выборе профессии включает:
1. Тесты, опросники, бланки профориентационной диагностики.
2. Материалы наблюдений за развитием личности учащихся, их интересов и склонностей, профессиональных намерений.
3. Протоколы результатов диагностических обследований.
4. Психолого-педагогические характеристики.
 
4.Методическое направление включает:
1. Рабочие материалы ресурсного центра по профориентации (планы работы, журнал учёта проводимых мероприятий и др.).
2. Стенды, буклеты, справочная информация по профориентации.
3. Методическая помощь педагогическим коллективам учреждений образования города и района в изучении профнамерений учащихся для дальнейшего развития интересов, склонностей и способностей учащихся через кружки, факультативы, группы интересов и т.д.
4. Материалы по оказанию методической помощи учащимся выпускных классов в принятии решения о выборе профессионального и жизненного пути, содействие выбору профессии.
5. Методические рекомендации управлений образования по вопросам профориентации.
 
5. Партнерское направление - взаимодействие с предприятиями, организациями с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации. Включает. 
1. Создание банка данных учреждений профессионального образования (лицеев, колледжей, ВУЗов), с которыми ресурсный центр поддерживает контакт.
2. Организация широкой пропаганды в учреждениях образования профессий, наиболее востребованных на рынке труда г.Полоцка и Полоцкого района.
3. Картотека лиц, привлекаемых к проведению профориентационных мероприятий для учащихся, родителей, выпускников, представителей производственных коллективов и др.
4. Разработки встреч с представителями различных профессий – рабочими и специалистами.
5. Деловая переписка с учреждениями и организациями.
6. Тетрадь регистрации корреспонденции.
 

Программа деятельности ресурсного центра «Профориентир»

Рабочей группой создана Программа деятельности ресурсного центра «Профориентир» на 2019 – 2021 гг.

Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы, представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области профессиональной ориентации и профессионального самоопределения учащихся.

Цель программы: создать систему действенной профориентации обучающихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности, с учетом социокультурной и экономической ситуации в Полоцком регионе.

Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:

  • создать систему профориентации обучающихся через внеурочную деятельность;
  • обеспечить качественное профпросвещение, профдиагностику, профконсультирование обучающихся;
  • сформировать у учащихся знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки;
  • разработать формы и методы взаимодействия в рамках социального партнерства учреждений профессионального образования, общего среднего и дополнительного образования по вопросам профессионального самоопределения молодежи;
  • сформировать единое информационное пространство по профориентации в регионе.

Основными направлениями системы программных мероприятий были определены следующие:

1. Профпросвещение – родителей, обучающихся через внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.

2. Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.

3. Взаимодействие с предприятиями, организациями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации.

4. Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.

Главным исполнителем Программы является региональный ресурсный центр «Профориентир» на базе ГУДО «Полоцкий районный центр детей и молодежи». Соисполнители мероприятий Программы – представители сетевого взаимодействия.

Целевые категории, на которые рассчитано действие Программы – учащиеся объединений по интересам Полоцкого районного центра детей и молодежи, родители, педагоги дополнительного образования и другие категории педагогических работников, учащиеся учреждений образования Полоцкого района.

I этап работы ресурсного центра «Профориентир»

I этап: проектный – январь 2019 г.

Цель: создание условий для профориентационной работы. На данном этапе осуществляется формирование и пополнение методической и нормативно-правовой базы ресурсного центра, разработка Положения о ресурсном центре, разработка плана работы центра на 2020 год, освещение деятельности центра в СМИ, периодических изданиях, анализ материально-технических, кадровых условий деятельности центра.

Создание банка методических материалов по профориентации: 
 

Это методики по диагностике:

1) профессиональных интересов и склонностей: «Матрица выбора профессии» (Г.В. Резапкина), «Опросник профессиональных склонностей» (методика Л.А. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной), «Одно из двух» (методика Дж. Голланда в модификации Г.В. Резапкиной), методика «Профиль обучения» (авторы – Г.В. Резапкина, С.Ф. Медведская).

2) особенностей мышления: «Тест интеллектуального потенциала» (П. Ржичан), «Краткий интеллектуальный тест» (модификация методики Вандерлика); «Тест технических способностей» (сокращенный вариант теста механической понятливости Беннета); «Тест интеллектуальной лабильности» (методика В.Т. Козловой в модификации С.Ф. Медведской).

3) личностных особенностей: методика «Мой темперамент» (сокращенный вариант личностного опросника Г. Айзенка), «Тест эмоций» (методика Басса-Дарки в модификации Г.В. Резапкиной), методика «Личностный профиль» (адаптированный С.Ф. Медведской вариант методик С. Делингер и К.Б. Малышева), методика «Социальный интеллект» (тест Н. Холла в модификации Г.В. Резапкиной).

Большинство методик рассчитано на самостоятельную обработку, что существенно повышает мотивацию учащихся. Обработка интеллектуальных тестов проводится педагогом-психологом, проводящим профконсультационное занятие. Результаты диагностики сообщаются учащимся в баллах, конфиденциально и безоценочно.

На этом этапе также происходит пополнение методической базы ресурсного центра: разработка буклетов, памяток, занятий с учащимися, консультаций, материалов для стендов профориентационной тематики.

II этап работы ресурсного центра «Профориентир»

II этап: практический – январь 2020 – 2021 гг.

Цель: реализация Программы «Профориентир».

Практический этап включает в себя работу в нескольких направлениях: профпросвещение, профадаптация, профдиагностика, консультирование обучающихся, родителей, педагогов, организация и проведение профессиональных проб на базе учреждений образования профессионально-технического, средне специального и высшего образования.

В рамках направления «Профпросвещение» методист Полоцкого районного центра детей и молодежи Н.С. Барилова организует профориентационные мероприятия по определению своего жизненного пути: 

  • экскурсии на предприятия города и района, в Управление по труду, занятости и социальной защите населения с целью получения актуальной информации о существующих в регионе вакансиях;
  • встречи с представителями ССУЗов, ПТУЗов, ВУЗов;
  • оформление стендов «Изучаем профессии», «Рецепты успеха», «Типы профессий», «Твой выбор, выпускник»;
  • изготовление буклетов и памяток для обучающихся и родителей «Выбирая профессию», «Ошибки выбора профессии», «Стресс и экзамены», «Классификация профессий», «Темперамент и профессии», «Родителям о путях получения образования»;
  • групповые профконсультации для родителей на собраниях в учебных заведениях, индивидуальная работа с родителями по разъяснению целесообразности выбора того или иного профиля обучения для их ребенка.

Направление «Профессиональная адаптация» подразумевает участие учащихся Центра детей и молодежи в творческих конкурсах: сочинений-размышлений на тему «Чем в будущем мечтаешь ты заняться?», конкурс рисунков «В мире профессий», фотографий «Профессии моих родителей», видеороликов, презентаций «Я б в рабочие пошел», «Ремесленники» и т.д.

Профессиональная адаптация происходит в ходе развития творческих и интеллектуальных способностей на занятиях объединений по интересам, в профильных оздоровительных лагерях, действующих во время школьных каникул, где молодым людям предоставляется возможность не только выявления своих склонностей, но и демонстрации своих достижений на смотрах, выставках, фестивалях, конкурсах.

Индивидуальная диагностика и консультирование учащихся проходят три раза в неделю, групповые консультации – два раза в неделю согласно предоставленным заявкам. Ежегодно в сентябре  организовываются психологические тренинги с целью выбора сферы деятельности, проводится первичная диагностика обучающихся среднего и старшего школьного возраста объединений по интересам, даются советы по выбору дальнейшего профессионального пути.

Методика «Профиль обучения» содержит 60 вопросов, сгруппированных по десяти профилям обучения: физико-математический, математико-географический, экономический, биолого-химический, филологический, технологический, историко-обществоведческий, педагогический, художественно-эстетический, оборонно-спортивный. Методика позволяет уточнить профессиональные интересы и правильно выбрать профиль обучения.

III этап работы ресурсного центра «Профориентир»

III этап: аналитический – по окончании каждого учебного года.

Цель: ежегодный анализ итогов реализации Программы.

Задачи:

  • обобщить результаты работы ресурсного центра по профориентации обучающихся;
  • провести коррекцию затруднений в реализации Программы;
  • спланировать работу на следующий период.

Как прогнозируемые результаты работы ресурсного центра «Профориентир», можно определить следующие:

  • повышение уровня подготовленности педагогов к организации и проведению профориентационной работы;
  • повышение степени мотивированности педагогов и учащихся на достижение результата совместной образовательной деятельности по направлениям профориентационной работы и профессионального самоопределения детей и молодежи;
  • поддержание в актуальном состоянии информационного банка по вопросам организации профориентации.

Ресурсный центр «Профориентир» как форма профориентационной работы позволила педагогам дополнительного образования Центра детей и молодежи, учреждений образования региона расширить круг профессионального взаимодействия, создать условия для творческого самовыражения учащихся, достичь более продуктивных педагогических результатов, положительно влияющих на качество профориентационной работы в учреждениях образования Полоцкого региона.

 

prezedentby Министерство образования Республики БеларусьВЫХАВАННЕ I ДАДАТКОВАЯ АДУКАЦЫЯ Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь pravo brsm Отдел образования, спорта и туризма Полоцкого районного исполнительного комитетаКраевед-исследователь Полоцкой землиКонкурс детского творчества Спасатели глазами детей Книга Беларуси XIV-XVIII веков Сайт KudaPostupat.by - Электронный справочник абитуриента Беларуси БРПО - Белорусская республиканская пионерская организация Национальный центр художественного творчества детей и молодёжи Pomogut.by Республиканский центр психологической помощи