Ресурсный центр по профориентации «Профориентир»

Почему важна профориентация?

Выбор жизненного пути, профессии – один из тех острых вопросов, который обязательно встает перед каждым юношей и девушкой, и среди десятков, сотен, тысяч принимаемых человеком решений он не может сравниться ни с одним по своему значению, по роли, по влиянию на судьбу человека и на эффективность трудового и нравственного потенциала государства.

Выбирая профессию, подростки руководствуются, прежде всего, тем, чтобы работа была интересной, хорошо оплачиваемой, пользовалась признанием в обществе, соответствовала их способностям, интересам и приобретенным навыкам. На выбор профессионального будущего влияет множество факторов, зачастую, и мнение родителей, которые иногда вопреки желанию детей рекомендуют понравившуюся лично им профессию, вызывая при этом у подростков отказ от самостоятельного профессионального самоопределения. Таким образом, основной задачей по профориентации обучающихся на всех уровнях образования является расширение их кругозора и профессиональных интересов, ознакомление с разными видами деятельности и практическое приобщение к труду, что особенно актуально в условиях дополнительного образования.

Профессиональная ориентация должна рассматриваться не только как помощь в принятии решения о выборе направления образования и места дальнейшего обучения, но и предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Дополнительное образование позволяет решать многие задачи профориентации. На учебных занятиях в объединениях по интересам происходит знакомство с профессиями, формируются специальные навыки и умения в различных видах деятельности. Практика проведения профориентационных воспитательных мероприятий в рамках Клуба интересных встреч способствует более успешной ориентации подростков в разнообразном мире профессий и специальностей.

Но оптимальным средством в профессиональном самоопределении молодежи стал комплекс диагностических, образовательных и информационно-методических услуг, который предоставляет региональный ресурсный центр «Профориентир» на базе Полоцкого районного центра детей и молодежи.

Внешние и внутренние причины затруднений при выборе профессии

Направления работы ресурсного центра «Профориентир» связаны с привлечением всех субъектов, участвующих в профориентационной работе, для преодоления как внутренних, так и внешних причин затруднений при выборе профессии учащимися.

Так, внешними причинами являются:

  • потребность в выборе профессии и при этом слабое знание профессий (содержание, профессионально важные качества, медицинские противопоказания, пути получения, условия труда, востребованность на рынке труда);
  • отсутствие навыков принятия решения и прогнозирования его последствий;
  • различное влияние семьи, школы и СМИ в вопросах профессионального самоопределения;
  • малая востребованность выбираемых профессий на рынке труда;
  • выбор профиля обучения не соответствует профилям, предлагаемых школой;
  • малое количество качественной профессиональной информации, изложенной в интересной и понятной подростку форме.

Внутренние причины, затрудняющие выбор профессии:

  • нереалистичная самооценка (завышенная или заниженная);
  • эгоистическая направленность личности (на себя);
  • часто деструктивные мотивы профессиональной деятельности;
  • зависимое, конформное поведение, отсутствие навыков самопознания и самопонимания.

Исходя из вышеперечисленных причин затруднений при выборе профессии, профессиональную ориентацию можно рассматривать как систему мер, направленных на создание внешних условий, способствующих осознанному выбору профессии, а профессиональное самоопределение – как систему мер, направленных на преодоление внутренних причин, мешающих осознанному выбору.

Направления деятельности ресурсного центра «Профориентир» и его целевая аудитория

Деятельность ресурсного центра «Профориентир» направлена на внешний уровень (учреждения общего среднего и профессионального образования, государственные предприятия и учреждения, общественные организации), который предполагает:

  • повышение знаний, грамотности специалистов системы образования и родительской общественности по вопросам профориентации и поддержки профессионального самоопределения учащихся;
  • информационно-методическое сопровождение деятельности образовательных учреждений по профессиональному самоопределению учащейся молодежи;
  • организация и координация мероприятий по профориентации в масштабах города и района;
  • профконсультирование на высоком профессиональном уровне с использованием компьютерной диагностики – услуга, которой на сегодняшний день воспользовались более двух сотен учащихся Полоцкого региона.

       На внутреннем уровне (уровне учреждения дополнительного образования) проводятся обучающие мероприятия по повышению грамотности педагогов дополнительного образования в вопросах профессионального самоопределения молодежи.

Целевая аудитория ресурсного центра «Профориентир»: учащиеся объединений по интересам, учащиеся 1-11 классов общеобразовательных учреждений, студенческая молодежь, родители, педагоги.

Цели и задачи ресурсного центра «Профориентир»

Цель работы ресурсного центра: создать систему действенной профориентации обучающихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями, с учетом социокультурной и экономической ситуации в г. Полоцке и Полоцком районе. 
 
Данная цель реализуется посредством решения следующих задач: 
 
обеспечить качественное профпросвещение, профдиагностику, профконсультирование учащихся г.Полоцка и Полоцкого района;
создать систему профориентации через внеурочную деятельность учащихся;
сформировать у учащихся знания об основных профессиях, наиболее востребованных на рынке труда, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки; 
разработать формы и методы взаимодействия в рамках социального партнерства учреждений профессионального образования, общего среднего и дополнительного образования по вопросам профессионального самоопределения молодежи;
сформировать единое информационное пространство по профориентации в городе и Полоцком районе. 
 

Основные направления деятельности ресурсного центра «Профориентир»

1. Консультативное направление (с целью формирования у подростков осознанного выбора дальнейшего образования и профессии) включает:
1. Примерную тематику профориентационных бесед, лекций для учащихся и их родителей (значение правильного выбора профессии, требования, предъявляемые различными профессиями к личностным качествам работника, пути получения профессии и др.);
2. Тематику бесед и консультаций об условиях получения профессий в различных типах учебных заведений города, района, области, страны.
3. Материалы индивидуальных и групповых справочно-информационных консультаций для родителей в руководстве выбором профессии их детьми.
4. Материалы консультаций для педагогов учреждений образования по вопросам профориентации.
5. Консультирование по результатам профдиагностики для учащихся, их родителей и педагогов.
 
2. Профпросвещение – родителей, обучающихся, педагогов с целью расширения их представлений о рынке труда, наиболее востребованных профессиях, требованиях профессий к личностным особенностям, о профессиональных учебных заведениях региона. Данное направление включает: 
1. Справочную, научно-популярную и другую литературу о профессиях, наиболее востребованных на рынке труда г.Полоцка и Полоцкого района, Витебской области, Республики Беларусь.
2. Сведения о профессиональных учебных заведениях, учреждений профессионального образования (лицеев, колледжей, ВУЗов), с которыми ресурсный центр поддерживает контакт.
3. Сведения об организациях города (о технике, технологии, экономике и организации производства, выпускаемой продукции, условиях труда и быта), характеристики рабочих профессий этих организаций (назначение, условия труда, требования, предъявляемые профессией к работнику, возможности профессионального и должностного роста).
4. Организация и проведение экскурсий учащихся на производственные предприятия и в учебные заведения различных типов, посещение «Дней открытых дверей» в учебных заведениях города, 
5. Организация и проведение конкурсов  мастерства профессий, «Дни (недели) профессий», круглые столы «Моё будущее», деловые игры «Мои жизненные планы» и т.д.
 
3. Диагностическое направление - организация процесса познания старшеклассниками своих склонностей, индивидуальных особенностей личности (темперамента, характера, способностей), важных при выборе профессии включает:
1. Тесты, опросники, бланки профориентационной диагностики.
2. Материалы наблюдений за развитием личности учащихся, их интересов и склонностей, профессиональных намерений.
3. Протоколы результатов диагностических обследований.
4. Психолого-педагогические характеристики.
 
4.Методическое направление включает:
1. Рабочие материалы ресурсного центра по профориентации (планы работы, журнал учёта проводимых мероприятий и др.).
2. Стенды, буклеты, справочная информация по профориентации.
3. Методическая помощь педагогическим коллективам учреждений образования города и района в изучении профнамерений учащихся для дальнейшего развития интересов, склонностей и способностей учащихся через кружки, факультативы, группы интересов и т.д.
4. Материалы по оказанию методической помощи учащимся выпускных классов в принятии решения о выборе профессионального и жизненного пути, содействие выбору профессии.
5. Методические рекомендации управлений образования по вопросам профориентации.
 
5. Партнерское направление - взаимодействие с предприятиями, организациями с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации. Включает. 
1. Создание банка данных учреждений профессионального образования (лицеев, колледжей, ВУЗов), с которыми ресурсный центр поддерживает контакт.
2. Организация широкой пропаганды в учреждениях образования профессий, наиболее востребованных на рынке труда г.Полоцка и Полоцкого района.
3. Картотека лиц, привлекаемых к проведению профориентационных мероприятий для учащихся, родителей, выпускников, представителей производственных коллективов и др.
4. Разработки встреч с представителями различных профессий – рабочими и специалистами.
5. Деловая переписка с учреждениями и организациями.
6. Тетрадь регистрации корреспонденции.
 

Программа деятельности ресурсного центра «Профориентир»

Рабочей группой создана Программа деятельности ресурсного центра «Профориентир» на 2019 – 2021 гг.

Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы, представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области профессиональной ориентации и профессионального самоопределения учащихся.

Цель программы: создать систему действенной профориентации обучающихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности, с учетом социокультурной и экономической ситуации в Полоцком регионе.

Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:

  • создать систему профориентации обучающихся через внеурочную деятельность;
  • обеспечить качественное профпросвещение, профдиагностику, профконсультирование обучающихся;
  • сформировать у учащихся знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки;
  • разработать формы и методы взаимодействия в рамках социального партнерства учреждений профессионального образования, общего среднего и дополнительного образования по вопросам профессионального самоопределения молодежи;
  • сформировать единое информационное пространство по профориентации в регионе.

Основными направлениями системы программных мероприятий были определены следующие:

1. Профпросвещение – родителей, обучающихся через внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.

2. Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.

3. Взаимодействие с предприятиями, организациями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации.

4. Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.

Главным исполнителем Программы является региональный ресурсный центр «Профориентир» на базе ГУДО «Полоцкий районный центр детей и молодежи». Соисполнители мероприятий Программы – представители сетевого взаимодействия.

Целевые категории, на которые рассчитано действие Программы – учащиеся объединений по интересам Полоцкого районного центра детей и молодежи, родители, педагоги дополнительного образования и другие категории педагогических работников, учащиеся учреждений образования Полоцкого района.

I этап работы ресурсного центра «Профориентир»

I этап: проектный – январь 2019 г.

Цель: создание условий для профориентационной работы. На данном этапе осуществляется формирование и пополнение методической и нормативно-правовой базы ресурсного центра, разработка Положения о ресурсном центре, разработка плана работы центра на 2020 год, освещение деятельности центра в СМИ, периодических изданиях, анализ материально-технических, кадровых условий деятельности центра.

Создание банка методических материалов по профориентации: 
 

Это методики по диагностике:

1) профессиональных интересов и склонностей: «Матрица выбора профессии» (Г.В. Резапкина), «Опросник профессиональных склонностей» (методика Л.А. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной), «Одно из двух» (методика Дж. Голланда в модификации Г.В. Резапкиной), методика «Профиль обучения» (авторы – Г.В. Резапкина, С.Ф. Медведская).

2) особенностей мышления: «Тест интеллектуального потенциала» (П. Ржичан), «Краткий интеллектуальный тест» (модификация методики Вандерлика); «Тест технических способностей» (сокращенный вариант теста механической понятливости Беннета); «Тест интеллектуальной лабильности» (методика В.Т. Козловой в модификации С.Ф. Медведской).

3) личностных особенностей: методика «Мой темперамент» (сокращенный вариант личностного опросника Г. Айзенка), «Тест эмоций» (методика Басса-Дарки в модификации Г.В. Резапкиной), методика «Личностный профиль» (адаптированный С.Ф. Медведской вариант методик С. Делингер и К.Б. Малышева), методика «Социальный интеллект» (тест Н. Холла в модификации Г.В. Резапкиной).

Большинство методик рассчитано на самостоятельную обработку, что существенно повышает мотивацию учащихся. Обработка интеллектуальных тестов проводится педагогом-психологом, проводящим профконсультационное занятие. Результаты диагностики сообщаются учащимся в баллах, конфиденциально и безоценочно.

На этом этапе также происходит пополнение методической базы ресурсного центра: разработка буклетов, памяток, занятий с учащимися, консультаций, материалов для стендов профориентационной тематики.

II этап работы ресурсного центра «Профориентир»

II этап: практический – январь 2020 – 2021 гг.

Цель: реализация Программы «Профориентир».

Практический этап включает в себя работу в нескольких направлениях: профпросвещение, профадаптация, профдиагностика, консультирование обучающихся, родителей, педагогов, организация и проведение профессиональных проб на базе учреждений образования профессионально-технического, средне специального и высшего образования.

В рамках направления «Профпросвещение» методист Полоцкого районного центра детей и молодежи Н.С. Барилова организует профориентационные мероприятия по определению своего жизненного пути: 

  • экскурсии на предприятия города и района, в Управление по труду, занятости и социальной защите населения с целью получения актуальной информации о существующих в регионе вакансиях;
  • встречи с представителями ССУЗов, ПТУЗов, ВУЗов;
  • оформление стендов «Изучаем профессии», «Рецепты успеха», «Типы профессий», «Твой выбор, выпускник»;
  • изготовление буклетов и памяток для обучающихся и родителей «Выбирая профессию», «Ошибки выбора профессии», «Стресс и экзамены», «Классификация профессий», «Темперамент и профессии», «Родителям о путях получения образования»;
  • групповые профконсультации для родителей на собраниях в учебных заведениях, индивидуальная работа с родителями по разъяснению целесообразности выбора того или иного профиля обучения для их ребенка.

Направление «Профессиональная адаптация» подразумевает участие учащихся Центра детей и молодежи в творческих конкурсах: сочинений-размышлений на тему «Чем в будущем мечтаешь ты заняться?», конкурс рисунков «В мире профессий», фотографий «Профессии моих родителей», видеороликов, презентаций «Я б в рабочие пошел», «Ремесленники» и т.д.

Профессиональная адаптация происходит в ходе развития творческих и интеллектуальных способностей на занятиях объединений по интересам, в профильных оздоровительных лагерях, действующих во время школьных каникул, где молодым людям предоставляется возможность не только выявления своих склонностей, но и демонстрации своих достижений на смотрах, выставках, фестивалях, конкурсах.

Индивидуальная диагностика и консультирование учащихся проходят три раза в неделю, групповые консультации – два раза в неделю согласно предоставленным заявкам. Ежегодно в сентябре  организовываются психологические тренинги с целью выбора сферы деятельности, проводится первичная диагностика обучающихся среднего и старшего школьного возраста объединений по интересам, даются советы по выбору дальнейшего профессионального пути.

Методика «Профиль обучения» содержит 60 вопросов, сгруппированных по десяти профилям обучения: физико-математический, математико-географический, экономический, биолого-химический, филологический, технологический, историко-обществоведческий, педагогический, художественно-эстетический, оборонно-спортивный. Методика позволяет уточнить профессиональные интересы и правильно выбрать профиль обучения.

III этап работы ресурсного центра «Профориентир»

III этап: аналитический – по окончании каждого учебного года.

Цель: ежегодный анализ итогов реализации Программы.

Задачи:

  • обобщить результаты работы ресурсного центра по профориентации обучающихся;
  • провести коррекцию затруднений в реализации Программы;
  • спланировать работу на следующий период.

Как прогнозируемые результаты работы ресурсного центра «Профориентир», можно определить следующие:

  • повышение уровня подготовленности педагогов к организации и проведению профориентационной работы;
  • повышение степени мотивированности педагогов и учащихся на достижение результата совместной образовательной деятельности по направлениям профориентационной работы и профессионального самоопределения детей и молодежи;
  • поддержание в актуальном состоянии информационного банка по вопросам организации профориентации.

Ресурсный центр «Профориентир» как форма профориентационной работы позволила педагогам дополнительного образования Центра детей и молодежи, учреждений образования региона расширить круг профессионального взаимодействия, создать условия для творческого самовыражения учащихся, достичь более продуктивных педагогических результатов, положительно влияющих на качество профориентационной работы в учреждениях образования Полоцкого региона.

Методист ресурсного центра - Надежда Сергеевна БАРИЛОВА, конт.тел. 46-76-90, pgobnesh@mail.ru.

 

prezedentby Министерство образования Республики БеларусьВЫХАВАННЕ I ДАДАТКОВАЯ АДУКАЦЫЯ Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь pravo brsm Отдел образования, спорта и туризма Полоцкого районного исполнительного комитетаКраевед-исследователь Полоцкой землиКонкурс детского творчества Спасатели глазами детей Книга Беларуси XIV-XVIII веков Сайт KudaPostupat.by - Электронный справочник абитуриента Беларуси БРПО - Белорусская республиканская пионерская организация Национальный центр художественного творчества детей и молодёжи Pomogut.by Республиканский центр психологической помощи