Методические материалы и рекомендации

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ОМК

Образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи строится на основе программ объединений по интересам. В последние три года количество программ значительно возросло благодаря проведению республиканских конкурсов программно-методического обеспечения образовательного процесса по различным профилям дополнительного образования детей молодежи. У педагогов появилась возможность использовать этот опыт при разработке собственных программ объединений по интересам. Вместе с тем, для молодых педагогов определенные затруднения представляют технологические механизмы реализации и практическое воплощение программы, созданной другим автором. Помочь в этом могут учебно-методические (образовательно-методические) комплексы, которые являются важным средством организации педагогического труда, систематизированным собранием материалов для качественного и эффективного осуществления образовательного процесса.

Образовательно-методический комплекс (ОМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности.

С чего же следует начинать работу по проектированию и созданию ОМК? 

В первую очередь создателям комплекса необходимо понять, для чего он создается.

Цель ОМК – обеспечение успешного освоения программы учащимися, оказание им педагогической помощи и поддержки в познавательной, творческой, исследовательской и коммуникативной деятельности. Документы и материалы, входящие в ОМК, характеризуют методическое обоснование образовательного процесса по освоению программы, а также конкретные, апробированные приемы, методы, технологии его организации. Основным документом ОМК является программа объединения по интересам. На основе ее разрабатывается весь комплекс, который может включать: программу объединения по интересам (основной документ); методические материалы (методические разработки занятий, рекомендации, дидактические, информационные, справочные материалы на различных носителях, инструкции, литература и т.д.); материалы по индивидуальному сопровождению учащихся (это могут быть методики психологопедагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей).

Автор-составитель ОМК самостоятельно решает, какие материалы могут входить в создаваемый комплекс. Его можно представить в виде следующих разделов:

- теоретический (теоретические материалы изучаемой предметной области);

- методический (материалы для практических работ по формированию умений и навыков учащихся, литература для педагога и учащихся, дидактические и информационные материалы, учебно-программная документация, методические разработки отдельных тем, занятий и другое);

- диагностический (тесты, анкеты, вопросники, другие материалы для определения результатов освоения учащимися образовательной программы).

Разработку ОМК можно разделить на три этапа: составление плана комплекса и анализ уже имеющегося материала; разработка и сбор материалов, составляющих содержание комплекса; дальнейшее развитие и совершенствование ОМК (создание целостной системы образовательно-методического комплекса в виде печатных и электронных материалов по конкретной предметной области, объединенных концептуально, структурно, содержательно). Желательно составить пояснительную записку к ОМК, которая представляет материалы, входящие в комплекс и информацию о том, как их использовать.

Следует отметить, что создание ОМК является делом абсолютно добровольным и в то же время — это показатель высокого уровня профессиональных компетенций педагога и методической службы, сопровождающей образовательный процесс. Практическая значимость ОМК во много раз возрастает в период аттестации педагога, показывает выход на более высокий уровень профессионализма, проявляет творческие стороны труда педагога. Наличие ОМК помогает обеспечить качественное и результативное освоение образовательной программы учащимися. Включение в комплекс разноуровневых заданий с учетом физических, творческих и интеллектуальных возможностей учащихся предоставляет им реальный выбор индивидуального образовательного маршрута, позволяет всем участникам образовательного процесса заниматься любимым делом с максимальной пользой для себя.

Такой современный набор обучающих средств позволит обеспечить качественный и эффективный уровень образовательного процесса в объединениях по интересам. 

Рекомендуемая структура ОМК
РАЗДЕЛ 1.Нормативное обеспечение образовательного процесса: (прописывается в виде каталога)
- Кодекс Республики Беларусь об образовании». Раздел XIII «Дополнительное образование детей и молодёжи», глава 46 «Система дополнительного образования детей и молодёжи»
- Государственная программа «Образование и молодёжная политика» на 2016-2020гг. (постановление Совета Министров Республики Беларусь №250 от 28.03.2016)
- Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (Постановление Министерства образования Республики Беларусь №82 от 15.06.2015)
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на 2016-2020гг. (Постановление Министерства образования Республики Беларусь №9 от 09.02.2016)
- Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодёжи (Постановление Министерства образования Республики Беларусь № 149 от 25.07.2011 г.)
- Положение о педагогическом совете учреждения дополнительного образования детей и молодежи (Постановление Министерства образования Республики Беларусь №2 от 03.01.2014)
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 06 сентября 2017г. «Об утверждении типовых программ дополнительного образования детей и молодежи»
 
РАЗДЕЛ 2.Теоретический раздел 
- программа типовая и  программа объединения по интересам;
 
РАЗДЕЛ 3.Практический раздел 
В данный раздел могут входить следующие материалы:
1.1. учебно-методические пособия (прописываются в виде каталога);
1.2. методические разработки учебных занятий, мероприятий (технологические карты, планы-конспекты учебных занятий, сценарии);- фрагменты
1.3. методические разработки с описанием вида и алгоритма выполнения практических, лабораторных и самостоятельных работ;                фрагменты или прописываются в виде каталога
1.4. описание методик, используемых педагогом в учебном процессе для решения определенных педагогических задач;
1.5. дидактический материал (основные планы- конспекты, карточки, рабочие тетради, шаблоны и трафареты, фотографии, схемы, выкройки, репродукции, иллюстрации, инструкции по изготовлению моделей, игрушек и т.д.);
1.6. инструкции (правила) по безопасной работе с оборудованием, инструментами, материалами и т.д.;
1.7. наглядные пособия (препараты, таблицы, графики, образцы, объемные модели, муляжи и т.д.); в виде ФОТО
1.8. видеоматериалы, аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, 
 
РАЗДЕЛ  4.          Раздел контроля знаний
1.1. диагностические методики для проведения входного и текущего контроля (тесты, опросники, анкеты, программы (планы) наблюдений, викторины, условия конкурсных, итоговых программ и соревнований с критериями (баллами) оценки, листы самоанализа (самоооценки) учащихся, карты интересов и предпочтений учащихся и т.д. и их описание;
1.2. контрольные задания для отслеживания результатов освоения учащимися каждой темы учебно-тематического плана образовательной программы;
1.3. контрольно-оценочные материалы для проверки знаний (тесты с ключом для проверки правильности ответов; тексты контрольных, самостоятельных, лабораторных работ, перечни вопросов, заданий и т.д.).
 
РАЗДЕЛ 5.  Вспомогательный раздел
ОМК содержит дополнительную информацию, способствующую самостоятельной работе учащего по освоению программы, ориентированию в материалах комплекса, и включает следующие материалы:
- перечень учебных изданий и информационно-аналитических материалов, рекомендуемых для изучения образовательной области;
- список справочной литературы (энциклопедий, словарей, справочников, таблиц, баз данных, ссылок, сайтов и др.);
- список научных, научно-популярных изданий и публикаций, описаний экспериментов и т.д.;
 
РАЗДЕЛ 6.  Воспитательный компонент
- сценарии праздников
- творческие отчеты
- фотоальбомы
- материалы по работе с родителями, планы проведения родительских собраний, анкеты и т.п.)
**Программа должна  быть разработана в соответствии с Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06 сентября 2017г. «Об утверждении типовых программ дополнительного образования детей  и молодежи». 

 

 

prezedentby Министерство образования Республики БеларусьВЫХАВАННЕ I ДАДАТКОВАЯ АДУКАЦЫЯ Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь pravo brsm Отдел образования, спорта и туризма Полоцкого районного исполнительного комитетаКраевед-исследователь Полоцкой землиКонкурс детского творчества Спасатели глазами детей Книга Беларуси XIV-XVIII веков Сайт KudaPostupat.by - Электронный справочник абитуриента Беларуси БРПО - Белорусская республиканская пионерская организация Национальный центр художественного творчества детей и молодёжи Pomogut.by Республиканский центр психологической помощи